Я выбрала глубинное направление психотерапии. Которое, соответственно, является долгосрочным. Потому что для того, чтобы исследовать свою глубину, нужно время.
Что определило такой мой выбор?
- Во-первых, осознавание того, что только в длительных терапевтических отношениях возможно созревание психики: а именно расширение и интеграция сознания.
- Во-вторых, наличие у меня готовности выстраивать и выдерживать такие отношения с искренним интересом.
_________________________________________
А теперь я расскажу про то, как разворачивается процесс терапии, попытавшись уложить его в конкретную схему.
Итак, прежде всего, психотерапия это возможность. Возможность научиться жить из себя (аутентично) – осознанно и свободно.
На мой взгляд, это происходит тогда, когда взрослую жизнь вынужден жить ребенок. Это я метафорически выразилась. Живет, конечно, физически взрослый человек. Но психологически он не созрел еще достаточно для того, чтобы жизненные трудности не вгоняли его в состояние растерянности (фрустрации).
От чего же зависит психологическая зрелость? От детской истории. От того, были ли ребенку созданы достаточные условия для того, чтобы его психика вызрела в целостную гибкую структуру. И, если такие условия созданы не были (например, ребенок сталкивался с материнской холодностью или отцовским отвержением – и это далеко не все возможные негативные факторы), то детство плавно перетекает во взрослую жизнь. И его невозможно оставить позади, в прошлом, потому что психикой не решены соответствующие раннему возрасту задачи, не освоены конструктивные сценарии взаимодействия с собой самим, а затем с другими людьми и внешнем миром в целом.
Таким образом, человек оказывается «привязанным» к своим детским травмам, а многие ситуации его нынешней жизни становятся символическим отыгрыванием пережитого детского опыта, вызывая состояние ретравматизации. И выражаться это может в виде самых различных симптомов страданий: от панических атак, до условно банальной низкой самооценки.
Ведь зрелая психика потенциально способна справляться с жизненными трудностями, а для не успевшей созреть многие трудности оказываются чрезмерными и тогда она, чтобы сохраниться, пользуется простыми защитами (например, отрицает, вытесняет, агрессирует и др.). Тут уже не до роскоши жить из себя. Выжить бы.
Поясню как я понимаю психологическую зрелость. Это наличие крепкого внутреннего наблюдателя, который позволяет проживать различные состояния и осознавать их. То есть постоянно осознавать себя, быть с собой в контакте. В состоянии, так сказать, позитивной Я (или Эго)-идентичности. То есть ясном понимании кто я такой, что я хочу, что со мной происходит. И принятии себя такого – в самых разных своих проявлениях, состояниях, чертах. Тогда человек в самом себе способен обнаружить все необходимое для того, чтобы ощущать себя счастливым. А другой рядом добавляет полноту жизни, а не становится ее определяющим условием.
Так вот. Я говорю о том, что человек вырос, а психика не созрела. «Застряла» в проживании какого-то неразрешенного возрастного этапа. И человек смотрит на мир и на себя через преломление потребностей этого этапа. Которые были реальными не только тогда, в прошлом, но остаются таковыми и сейчас, не имея возможности трансформироваться. Например, неосознанно ищет до сих пор безусловной материнской любви (не умея сохраняться рядом со спонтанными реакциями другого), либо умеет только идеализировать или обесценивать (не умея воспринимать сложность и полноту явлений), либо стремится к слиянию (не умея выдерживать свою отдельность) и т.д. Что же делать?
Можно специально создать условия, в которых станет возможным получить новый опыт отношений со значимым Другим (каковыми в детстве являются для ребенка родители). И на основе этого опыта расширить свое сознание.
=========================================
Для начала, отвечу на вопрос, который мне часто задают клиенты в начале работы: почему так долго? (от года, в среднем, года три). Потому что речь идет не о строительстве с нуля, а о перестройке уже сложившейся структуры. Причем, в данном случае, задача не снести и создать заново, а именно перестроить за счет трансформации мешающих элементов и гармоничного встраивания новых. Для чего сначала нужно скурпулезно изучить имеющееся.
Наш способ восприятия себя и жизни, контакта формируется годами в опыте взаимоотношений. И, чтобы он изменился, нужно сначала набрать достаточное количество другого, принципиально отличающегося от прежнего, опыта. Собственно, сам процесс терапии, организованное им поле, и есть такой новый опыт. Он дает возможность пересмотреть свой подход к себе и миру.
Попытаюсь примерно описать составляющие процесса терапии (как я их вижу).
Сначала нужно развернуть свои привычные сценарии, чтобы была возможность их рассмотреть. Со временем, клиент начинает быть в пространстве терапии так, как он привык быть в жизни. Он вступает в контакт с терапевтом на таком расстоянии и так, как умеет. И не с самых первых встреч этот контакт становится прямым. Нужно время, чтобы его исследовать и развить. Каждому столько времени, сколько соответствует его личной истории.
Постепенно появляется возможность, не отворачиваясь, честно, рассмотреть себя. Где, в какой точке, я нахожусь. Это бывает очень трудно. Потому что часто приходится продираться к себе под острым, стыдящим взглядом Внутреннего Критика (в виде которого существует наше Супер Эго).
Такое возможно, если нас не учили принимать себя. Тогда мы знаем как относиться к себе с одобрением-неодобрением, согласием-несогласием. Развитие для нас — это не созревание и расширение, а изменение.
Ещё круче, когда мы с рождения должны были быть какими-то, что-то уметь или знать. От многих из нас что-то ждали. И нужно было понять, что, и постараться не обмануть ожиданий.
Ждали от нас, но не нас. Не нас во взрослой жизни, помогая нам учиться, с терпимостью относясь к нашему человеческому несовершенству, веря в нас, поддерживая и принимая в том, чего мы ещё не можем. Мы просто должны были мочь. Мочь что-то важное для наших родителей. Если мы не могли, это вызывало досаду, и нас поторапливали.
Изменить свою жизнь возможно не изменив, но найдя себя. И тогда можно жить, пользуясь возможностями жизни, а не выживать, сжимаясь от страха и пытаясь избежать многочисленных опасностей. Движение к цели, а не от опасности появляется тогда, когда человек чувствует свою силу и опоры в себе. Тогда трудности жизни ощущаются как задачи и происходит мобилизация энергии для их решения. В противном случае, трудности воспринимаются как непреодолимые преграды и отчаяние от этого истощает. Жизненная энергия тратится не на внешние действия, не на жизнь, а на совладание с внутренними бурями.
На мой взгляд, разочарование (в разной степени выраженное) также присуще глубинной терапии как один из этапов. Так не избегает и ребенок разочарования в родителе как во всемогущей фигуре. И, помимо боли, в разочарованности есть огромный ресурс. Ресурс присвоения собственных возможностей. Ведь, когда рушатся внешние опоры и ожидание чуда не оправдывается, приходится поворачиваться к себе, обнаруживая собственную силу и внутренние опоры.
После такого разворота, принятию себя способствует и сама готовность посвятить исследованию себя время, платить за себя деньги. Ведь это уже является проявлением заботы о себе и утверждением собственной важности. Что со временем складывается в уважительное отношение к себе – не как к объекту, функции, а как к живому человеку.

Еще один из важных аспектов долгосрочной терапии – неизбежное формирование близких отношений, что обусловлено именно длительностью контакта. Граница и осознанность этих отношений позволяют в них обнаружить себя, взрастить свою ценность, а, со временем, обнаружить другого.
Соответственно, и в жизни отношения с близкими становятся отношениями именно с другими, отличными людьми, а не воплощением каких-то собственных вытесненных частей (проекций). И появляется возможность в этих отношениях жить, развиваться. Они становятся местом наполнения и радости, а не отыгрывания своих бессознательных сценариев.
И в заключение скажу, что пробиваться к этому светлому будущему порой приходится через стремление «Я» сохранить свою неизменность.
===========================
Прекрасно иллюстрируют и дополняют сказанное здесь статьи и заметки (чтобы перейти, кликайте на название):
- «Свобода доверять себе»;
- «Трагедия послушного ребенка»;
- «Психологическая травма у детей»;
- «Дар психотерапии»
А также есть страница с некоторым количеством практических упражнений: «Практикум»